Все-таки сезонный фактор – штука тонкая. Идеи, рожденные за минувший месяц, можно обозначить одним словом – маета.
Судя по всему, у властей и иных обитателей властных коридоров после недолгого затишья открылось второе дыхание. Они опять активно ищут выход из патовой ситуации на финансовом рынке. А так как искать выход там где был вход им как-то не с руки, то поиск продолжается в духе особенностей национального поиска выходов из тупиков. То есть с ответами на вопросы «что делать?», «С чего начать?» и «кто виноват?»
Собственно говоря, за вменяемый ответ на первый вопрос можно смело давать Нобелевскую премию. Поскольку его (этот самый ответ) не могут найти аж с 1913 года. Поиск затрудняется тем, что за сложный ответ на этот вопрос у нас принято давать по морде, а простые все никак не срабатывают.
Последний простой ответ сводился к мечте пионера, прогулявшего уроки. Как что делать? Продавать нефть, пока она дорогая, а на вырученные деньги проводить самые крутые в мире шоу, строить большие-пребольшие стеклянные дома и возрождать армию. Ну, просто моя детская мечта лет этак в семь - много денег «за просто так», Новый год чтоб каждую неделю, яркие кубики и солдатики.
В сухом остатке: вопрос «что делать?» в условиях кризиса выглядит непонятным и даже немного неприличным как квантовая механика в портовом борделе.
На вопрос «С чего начать?» пытаются ответить с конца прошлого года. «А ну-ка быстро дайте денег промышленности», - призывают власти банкиров. В апреле в этой теме был взят тайм-аут, видимо, передохнуть и промочить горло. И вот, наконец, в мае свой вариант ответа дал президент Медведев. Банкиры, мол, должны кредитовать на 3% выше уровня ставки рефинансирования, то бишь примерно под 15%. Государство тут же попыталось сделать хорошую мину и снизило ставку рефинансирования с 13% до 12%. После чего с полным правом с укоризной уставилось на финансистов: мол, видите, мы первый шаг сделали, теперь очередь за вами.
Лукавство ситуации заключается в том, что банки c начала года снизили кредитные ставки куда более чем на 1%. Даже по данным «Центробанка, чтобы он был здоров, с января по март среднестатистическая процентная ставка по российским кредитам снизилась с 17,4% до 16%. Почему вопреки всем канонам экономики кредитные ставки должны снижаться неадекватно снижению ставки рефинансирования - одному богу известно. Дурачки в других странах, чтобы сподобить своих финансистов поддержать кризисную промышленность, уронили учетные ставки до 0,1% (Япония), 0,25% (США), 0,5% (Британия), 1,25% (страны зоны евро). Мы же, видимо, предполагаем обойтись по старинке - первомайскими призывами.
Что касается темы «живите на 3%», то она выглядит несколько... наивной. До кризиса банкиры радостно заимствовали на Западе под 5-7% годовых, втюхивали населению потребкредиты под реальные 20-25% или ипотеку под 10-12% и жили себе припеваючи на маржу в 10-20%. А теперь прикажете на 3% жить? Не умеют.
Коль скоро вопрос «С чего начать»? также подвисает в воздухе, не так давно власти и приближенные к властным коридорам решили заняться третьим вопросом - «кто виноват?» Буквально на днях столпы российского банкинга и российского бизнеса (чтобы он тоже был здоров) дали на него противоположные ответы.
Г-н Костин в обращении на имя президента предложил ввести уголовную ответственность за просрочки по кредитам. Мол, это из-за них, проклятых «просрочников», стоном стонет банкинг русский.
Мысль столь же не нова, сколь и абсурдна. Помнится, году этак в 2005-м это уж предлагал предшественник г-на Аксакова в кресле президента Ассоциации региональных банков России. Тогда ему резонно заметили, что кредит - есть бизнес, и никто снижать его риски за счет налогоплательщиков не собирается. Так что архипелага Банклага нет и не предвидится. Что ответят на этот раз г-ну Костину - пока неизвестно. Может, и ничего: ну, устал человек, время-то нервное, вот и наговорил лишнего. Потому как иначе логично выстраивать всю цепочку. Кредит - это бизнес, найм на работу - тоже бизнес. И коль скоро вас за задержку платежа по кредита могут взять под микитки, то почему не «оприходовать» точно таким же образом и вашего работодателя, задержавшего или урезавшего вашу зарплату? Ах, ответственность за задержку зарплаты у нас предусмотрена? И что? Есть шанс ей воспользоваться?
Так что уж если ответственность - то круговая. Я сижу, потому что кредит вовремя не отдал. Бизнесмен сидит, потому что во время зарплату мне не выплатил. Партнер этого бизнесмена - потому что вовремя с ним за поставки товара не рассчитался.
В общем, как говаривал герой «Бриллиантовой руки», усядем усе. Не сидят только чиновники и банкиры. Прямо мечта батьки Махно: кругом луга, луга, луга, а в лугах только кони и бабы.
Хотя, наверное, чиновники и банкиры не просто так не сидят. В трамваях же написано: «Уступайте места престарелым и инвалидам». А у нас сейчас вся страна - инвалид.
В качестве антитезы к г-ну Костину г-н Дерипаска выступил со встречным заявлением. Мол, трудно сегодня компаниям, поэтому надо давать им кредиты и не требовать погашения. Не банкротить, не подавать в суд. Сидеть и ждать, пока выздоровеет. Читай: пока нефть опять за 100$ за баррель не зашкалит.
Тоже хорошая мысль. Правда, не очень ясно, где в этом случае банкам взять денег.
Так что оптимально будет сочетать оба мнения. Раздаем всем кредиты и года два тихо ждем. Если с нефтью все ОК - мы молодцы. Если нет - все дружно едем в Читу и говорим: «Мужик, подвинься, наша очередь»...
P.S. В качестве неожиданного исключения. Г-н Греф, не отметившийся в последнее время никакими громкими заявлениями и идеями, заявил, что с сегодняшнего дня Сбербанк начнет выдавать потребкредиты на более долгий срок и на более выгодных условиях. Интервью с Грефом на эту тему «Вести» обещают выпустить в эфир сегодня, 1 июня.